macbushin (macbushin) wrote,
macbushin
macbushin

Category:

Лоялистское 8

ПРОВОЗВЕСТНИК МАЛОРОССИИ


Эпиграф:

Правда, что Рабинович выиграл тысячу в преферанс?
Правда. Только не Рабинович, а Иванов, не выиграл,
а проиграл, не тысячу, а пятёрку, и не в преферанс, а в очко.

С тем, кого следует считать отцом Малороссии, мы уже более-менее определились. Проблема, правда, возникает с тем, ЧТО считать «Малороссией»? Ибо, если всерьез углубляться в вороха старинных документов, то внезапно выяснится, что никакой Малороссии … не существовало. Точнее, она существовала, но у каждого своя. То там, то сям разбросаны упоминания этого слова, но смысл, в него вкладываемый, у каждого его писавшего, собственный. И часто противоположный и взаимоисключающий.

Начать можно прямо с 1654 года, когда великому государю всея Великия и Малыя России самодержцу отдельно присягало Войско Запорожское. Отдельно от шляхты. И отдельно от городов. Т.е. ни о каком единстве территории и населения речь не шла. Так оно и заверте...

В 1667 и в 1686 годах об особом статусе (и вообще о статусе) левого берега Днепра в артикулах Андрусовского перемирия и Вечного мира никак не упоминалось. В многочисленных же «статьях», заключаемых Его Царским Величеством с гетманами, речь шла, опять же о Войске Запорожском, выполняющем функции гражданской администрации.
В 1708 году, с учреждением Киевской губернии (которая, на минуточку, включала Брянск, Орел, Курск, Белгород и Харьков), началась борьба за юрисдикцию между киевским губернатором (именуемым иногда генерал-губернатором) и гетманом Запорожским (именуемым иногда Малороссийским). Суть борьбы заключалась в том, что гетману должны были подчиняться казаки (и территориальные казацкие полки), а губернатору – всё остальное. Но где проходит граница между тем и другим, никто толком не ведал.

Лишь после ликвидации должности гетмана в 1764 году и учреждения Второй Малороссийской коллегии (и должности Малороссийского генерал-губернатора) началось размежевание Малороссии и Киевской губернии, завершившееся ликвидацией последней в 1775 году. Хотя, до конца административный туман и тогда не рассеялся. Потому, что пока гетманом был Кирилл Григорьевич Разумовский, старались киевских губернаторов не назначать, дабы не напрягать хорошего человека. А когда взошло новое светило – Петр Александрович Румянцев, то, как говорится, избушку развалили, но стеночка осталась. С 1775 по 1781 годы продолжала функционировать киевская губернская канцелярия. И лишь в 1781 году из всё еще аморфной Малороссии были созданы три стандартных наместничества: Киевское, Черниговское и Новгород-Северское.

Т.е., есть губерния – нет губернатора, нет губернии – есть губернская канцелярия. Главное же, друзья мои, это не исключение и не головотяпство. Это правило. Это – Империя!

И как же они там вопросы решали? Да вот так и решали! Появлялась закавыка и искали конкретного человечка под решение конкретной проблемы. Поэтому все государственные мужи той эпохи представляли собой конкретных человечков, опутанных гирляндами конкретных полномочий для решения конкретных проблем.

Впрочем, первые пролегомены к щекотливой теме отличий имперской государственности от привычной нам, уже делались. Несомненно, что к этой неисчерпаемой теме мы будем еще и еще возвращаться. Но сейчас-то что делать? В свете заголовка поста?

Сделаем поправку на наше, выдрессированное Модерном, квадратно-гнездовое национальное представление о государственности вообще и административно-территориальной ея структуре, в частности.

И будем считать Малороссией территорию на левом берегу среднего течения Днепра, находящуюся под административным контролем гетмана Малороссийскаго и разделенную на 10 территориальных казачьих полков. Возникшую после Андрусовского перемирия 1667 года, закрепившего левый берег Днепра за Российским царством и просуществовавшую в качестве, как пишут современные учебники, автономиии, до 1781 года.

Будем считать, что слово «Малороссия» было до 1781 года политонимом, а затем превратилось в обычный хороним. Воспетый «Вечерами на хуторе близ Диканьки» и «Миргородом».

И вот именно у этой Малороссии, помимо батька (который не знал о своем отцовстве, и чье детище именовали Вишневеччина), был и пророк.

В ряду синонимов к слову «пророк» значатся: предвещатель, предвестник, провозвестник, провидец, вещий, прозорливец.

Хотя, наверное, ближе всего по смыслу будет слово «оракул». Ведь предсказания формулировались настолько темным и таинственным языком, что вполне допускали диаметрально противоположные толкования.

Но благочестиво ли будет сравнить с древнегреческим языческим прорицателем лицо духовное? Облаченное, к тому же, высоким саном католического епископа? Тем более, что не пророчествовал бискуп, а креативил прожекты.
Которые, реализуйся они в свое время, изменили бы судьбу (по крайней мере) Восточной Европы.

Самое удивительное, что замыслы нашего героя реализовались. Но, в точности, как в анекдоте, вынесенном в качестве эпиграфа. По сему, ваш покорный слуга возьмет на себя роль поганского оракула, а Иосифу Верещинскому – герою нашего поста - останется роль блогира XVI века непризнанного общественно-политического предвестника.

Иосиф Верещинский родился (приблизительно) в 1533 году в родовом имении Верещин на Холмщине (ныне село Верещин гмины Уршулин повету Володава Люблинского воеводства) в семье подсудка Андрея Верещинского.

Отец Иосифа стал первым католиком в древнем православном роде Верещинских. Один из его дядей (по матери) был ксёндзом, а другой — православным епископом. И когда родился Андрей, то православный дядя-епископ хотел было окрестить его в «греческой вере», но более прытким оказался дядя-католик. Как писал позже сам Иосиф Верещинский, родственники его отца  были весьма недовольны тем, что тот стал «бисовым ляхом». Но до хрестоматийного «Я тебя породил, я тебя и убью» еще не дошло.

Сам Иосиф получил духовное образование, начал которое на родине, а закончил за кордоном, получив степень доктора теологии. В 1577 году стал каноником в Холме, затем аббатом бенедектинского монастыря в Сецехове. Как внезапно выяснилось, есть вещи намного интереснее тихой монастырской жизни. Военное дело, например. Кляштор был обнесен стенами, на которых были расставлены пушки. Аббат превратил его в крепость по всем правилам оборонительного искусства. И это было только начало.

В 1589 году Верещинский занял кафедру киевского католического епископа. Поскольку резиденцией последнего был Фастов (тут же переименованный в Новый Верещин, а также с большим вкусом и знанием дела украшенный укрепленным замком), то не в меру воинственный бискуп быстренько сошелся с казаками, в особенности с Яном Оришовским. Будучи уже немолодым человеком, гонял по степи за татарами. Во время восстания Криштофа Косинского был известен своей проказачьей позицией. Не удивительно, что в 1594 году выступил в качестве посредника при переговорах коронного гетмана Жолкевского с запорожцами.

Казакующий бискуп – это даже по меркам XVI века экзотика. Но Иосиф Верещинский еще и автор множества политических, полемических, морализаторских и поэтических творений. Среди которых: «Верный путь к скорейшему заселению пустынь в русских областях Польского королевства, равно как и к более разумной защите всей пограничной страны от неприятелей святого креста» (1592 год), «Объявление об основании рыцарской школы для сыновей коронных на Украине, подобной уставу мальтийских крестоносцев» (1594 ), ««Будильник, или О начале священной войны против турок и татар, как главных врагов всех христианских народов» (1594), «Способ осаждения Нового Киева и обороны бывшей столицы Киевского княжества» (1595). Помимо сих (и многих прочих) творений, отметился письмами папам Григорию XIV и Клименту VIII, императору Рудольфу II Габсбургу, царю Федору Ивановичу с призывами к крестовому походу (сопровождаемыми подробными рекомендациями по стратегии, тактике, численности войск, вооружению и количеству припасов). Даже направил письмо турецкому султану Магомету III, красноречиво убеждая его… креститься!

Если же вы считаете Верещинского дурачком экзальтированным графоманом, то сильно заблуждаетесь. Должность киевского епископа автоматически делала его сенатором Речи Посполитой. Т.е. давала трибуну, с которой он мог обращаться к самым влиятельным лицам res publica.

А по сему со всем вниманием следует отнестись к еще одному прожекту неугомонного бискупа. А именно, к тексту 1596 года под названием «Woisku zaporowskiemu pokazanie jassne iak stroni wichowania, tak thosz wiecznego opatrenia na Zadnieprzu» («Войску Запорожскому выразительное указание как относительно обустройства, так и вечного обеспечения на Заднепровье»).

Предлагалось на Левобережье (от Переяслава и Лубнов на юге до Пропойска и Мстиславля на севере) создать особое княжество в составе Речи Посполитой во главе с князем и гетманом. Территория княжества должна была делиться на 13 военно-административных единиц – полков. Во главе одиннадцати ординарных полков стояли бы полковники, один полк – Переяславский – считался княжеским. Т.е. столица – Переяслав. И один полк – Лубенский - гетманским. Князю отводились функции политического представительства высшей государственной власти. Ему же подчинялось и всё неказачье население княжества. Властные прерогативы гетмана ограничивались военной сферой и распространялись на казаков. Учитывая, что Лубенщина уже была частным владением князей Вишневецких, можно допустить, что князем должен был быть сам король по примеру Великого княжества Литовского.

Как оценить сие эпистолярное творение? Ведь в нем с опережением на четверть века впервые было предложено организовать казачество по полковому территориально-административному принципу. Вполне возможно, что и корешки идеи Немирича и Выговского – Великое княжество Руськое – также тянутся из проекта Верещинского.

Во всяком случае, активно циркулировавшие в то время слухи, а это, напомним, был самый разгар восстания Наливайко, так вот, слухи о казацкой республике и князе Наливайко (и, даже, «царе Наливае»), связываются историками именно с публицистической деятельностью Верещинского.

Кстати, сам Наливайко в письме королю просил выделить ему территорию между Южным Бугом и Днестром «миль на двадцать южнее Брацлава». Там он обещал построить замок и верно служить, охраняя границу.

В том же 1596 году собственный проект охраны южной границы предложил ксёндз Петр Грабовский. Текст назывался «Нижняя Польша или колонизация польская» и повествовал о заселении Низа военнопоселенцами – тиронами, рекрутируемыми в том числе и из казаков.

Во всяком случае, мы видим, что идеи обустройства казачества довольно активно обговаривались на разных этажах образованного общества Речи Посполитой. Однако, как всегда, все всё понимали, но ничего не делалось и катилось потихоньку туда, куда прикатилось.

Киевский бискуп был весьма занят проектами союза европейских государств для борьбы с турками, учреждением рыцарского казацкого ордена на левом берегу Днепра, написанием публицистических брошюр, а также объемной перепиской «со всем миром». Возможно, именно поэтому Малороссия и родилась.

Ян Оришовский как-то упомянул, что епископ Иосиф намеревался превратить в католический кафедральный собор храм святой Софии. Но за всеми многочисленными делами у неугомонного Верещинского (умершего в 1599 году) не хватило времени на то, чтобы так или иначе заниматься своими непосредственными обязанностями. Его преемник - епископ Кшиштоф Казимирский - застал в Киеве тот же самый деревянный доминиканский костёл, который там стоял и до казакующего бискупа. А между тем, время было упущено и начинался семнадцатый век.
To be continued
To go back

Tags: малороссийское, украиннное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Гусарское 10

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть четвёртая «Павлоградские» гусары в киноводевиле…

  • Гусарское 9

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть третья Павлоградские гусары в экранизациях романа «Война и…

  • Гусарское 8

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть вторая «Павлоградские» гусары и их прототипы в пьесе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments

Recent Posts from This Journal

  • Гусарское 10

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть четвёртая «Павлоградские» гусары в киноводевиле…

  • Гусарское 9

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть третья Павлоградские гусары в экранизациях романа «Война и…

  • Гусарское 8

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть вторая «Павлоградские» гусары и их прототипы в пьесе…