macbushin (macbushin) wrote,
macbushin
macbushin

Categories:

Қазақское 2

ПО ЗАВЕТАМ УХУМА БУХЕЕВА

Очередной раз напомню уважаемым читателям, что сей опус ваяется в благородном жанре фольк-хистори. Что позволяет не замарачиваться мелочеведением, к черту отбросив избыточно трудозатратные кисточки из собольих хвостиков, и писать картину, размазывая по холсту масло раклей из свинской щетины.

К перипетиям судьбы нашей Большой Родины - Улуса Джучи - это имеет самое непосредственное отношение.

В обсуждении прошлого поста всплыли, не побоюсь этого слова, историософские проблемы. При здравом рассуждении имеет смысл с самого начала обозначить собственную позицию по фундаментальным вопросам, а лишь потом воспарить шизым соколом под облакы, дабы окинуть интересующий нас Дешт-и-Кыпчак орлиным взором.

И во первых строках следует позиционироваться относительно животрепещущего для любого Настоящего Блогира баґатого слова «этнос» и определиться по поводу того, какую (чью) концепцию этноса вы предпочитаете в это время суток. К нашему обоюдному счастью, на любой ваш вопрос мы дадим свой ответ, у нас есть «Максим», а у вас его нет ибо у нас имеется собственная Церковь этнологов последних дней:

«Нет этнологического бога, кроме адаптированного к вмещающему ландшафту лабильного стереотипа бытового поведения, передающегося путем сигнальной наследственности, и macbushin пророк его!»

И во вторых строках обозначимся по гораздо более насущной проблеме, имеющей непосредственное отношение к нашей теме: «Что есть сферический в вакууме номад?». Благо этот вопрос соответствующим образом нами уже провентилирован и выяснено, что в интересующем нас углу Великой Степи он есть ни что иное, как, преимущественно, полукочевник, занятый отгонным скотоводством. А заодно и этническая картина XV века степной полосы Восточной Европы написана. И всё в одном флаконе, именуемом «Национальность – мамай».

И в третьих строках констатируем, что проблема «кочевого феодализма» темна и полна ужасов. Главным из которых является то, что привычная нам по школьным учебникам смена первобытно-общинной формации формацией феодальной постоянно даёт сбой. Напомню что автор учился в шестом классе - именно тогда проходили «Историю Средних Веков» - еще до эпохи исторического материализма. Тьфу! Во время торжества исторического материализма. Родо-племенные структуры разлагаются-разлагаются, выделяется знать, самое время родовой общине уступить место общине соседской и наступит полный феодализм. И тут: трах-бабах! – очередная «кочевая империя» с грохотом рушится и на её месте немедленно регенерируются родо-племенные структуры. И так тысячу лет подряд!

Крушение Их Монгол Улус было не первым (и не последним) в общей череде, но самым грандиозным по масштабам. Хаотическое переформатирование родо-племенных структур длилось чуть ли не несколько столетий, пока выстраивались новые конфигурации родовых иерархий и выдумывались (или подгонялись под интересы текущей ситуации) родовые генеалоги. Тем не менее, когда всё закончилось, на всём пространстве евразийской степи (в том числе и у самих монголов) мы видим всё те же родо-племенные структуры (пускай и с (немножко) другими именами), разветвлённостью которых степняки и нашим горячо любимым индейцам фору дадуть.

Вот, поскольку у нас речь идёт о коллективе, именуемом «қазақтар», то зацените их гинекологическое родо-племенное древо. Это картинка по данным на конец XIX (!!!) века. В ХХ веке Софья Власьевна (вместе с каким-нибудь местным Лазарем Моисеевичем) на славу потрудилась на ниве создания казахской нации. Тем не менее, даже им не удалось до конца родо-племенные пережитки изжить.

Но если сейчас (в начале XXI века) речь, действительно, идёт о «Шежире» и прочих фольклорных побрякушках, то во времена крупнейшей геополитической катастрофы XV века разговор шёл о, действительно, серьёзных вещах.

О бабле собственности, конечно. Нужно полагать, что родо-племенная надстройка после всех и всяческих пертурбаций восстанавливалась в евразийской степи именно потому, что была идеально «заточена» под местный хозяйственный базис.

Состоявший в том, что, грубо говоря, овцы щиплют траву. Помнится, бородатый классик выражался в том вульгарном смысле, что ручная мельница создаёт феодальное общество (а паровая – капиталистическое). А у нас в степи средство производства – кнут. И он, мягко выражаясь, в усовершенствованиях не нуждается. Отсюда, с точки зрения банальной эрудиции, вся катавасия и проистекает.

С эдакой-то колокольни мы можем объяснить и столь обожаемый многими нашими современниками номадский географический детерминизм. Выражающийся в колебаниях генеральной линии в соответствии с гетерохронностью увлажнения Евразии. Что, по-людски говоря, означает: жақсы! воды много - трава зеленая - овцы щиплют – упитанный барашек пасётся - жир по рукавам халатов течет - номады начинают почесывать репу на предмет: а не завоевать ли нам мир?! Ну, или, на худой конец, соседнее племя.

Жаман! Засуха! И спасаясь от голода, кочевники разбегаются во все стороны. Вон, мадьяры дальше всех на запад забежали. Хотя, живот добра не помнит, и переселившиеся из Приуралья в благословенную причерноморскую Леведию мигранты, ведь, не были измучены нарзаном. Жили-поживали и ведать не ведали, что за Каспием пустыня продолжает наступать за степи.
А потом: трах-тарарах - отморозки с востока! Печенеги! «Враги сожгли родную хату, убили всю его семью, куда теперь идти солдату, куда нести печаль свою?». Понесли дальше на запад.
Зато для Центральной Европы (и немножко для Западной) угры сами стали отморозками с востока. Да такими, что в европейский фольклор вошёл людоед-огр.

Т.е. усыхание Центральной Азии толкало первую костяшку домино, а дальше они сами по себе сыпались. А чем хуже условия, тем агрессивнее население. Например, в горах воинственность джигитов напрямую зависит от высоты над уровнем моря. Чем выше - тем хуже. В смысле - лучше (с точки зрения джигитов). Потому, что кюшать совсэм ничего нэт.
В степи примерно тоже самое. Только, чем дальше от Гоби на запад (проблемы Поднебесной нас, ведь, не интересуют? Хотя закономерность та же, только на восток), тем жить лучше.

С востока в уже иссыхающую степь приходили голодные и от того злые и воинственные мигранты. Отступать им было некуда – позади пустыня. Если удавалось - давали люлей местным (если не удавалось, то оставались белеть костями в степи. Истории интересны исключительно винеры). Соответственно, те, которые до этого момента числились «коренными», тоже начинали ускоренно собираться в путь. Go West! В процессе становясь голодными и злыми. Немаловажный фактор: переселение - это мобилизация. Но на новом месте повышенной воинственности хватало на пару поколений - пока не отъедались.

Тотальных переселений (и тотального геноцида) практически не наблюдалось. Чем и обеспечивается радующее глаз этнолога последних дней мозаика родовых наименований, практически идентичная у большинства евразийских номадов. А у тюркоязычных степняков на пространствах Улуса Джучи – уж точно. Если вы уже сходили по ссылке и полюбовались на названия казахских племен и родов, то на аналогичные страницы, посвященные башкирам или ногайцам, можете не ходить (если, конечно, вы не фанат энтого дела), увидите практически те же названия. Может, лишь в иной конфигурации. Вот почему, у нас здесь, как черт ладана, избегается многозначительное слово "народ" и используется нейтральное "коллектив".

Собственно, этот пространный спич о миграциях был оглашен с целью напомнить почтеннейшей публике тот непреложный факт, что монгольские завоевания XIII века переселениями не были. Воевала профессиональная армия, возвращавшаяся после неизменных побед до дому, до юрты. XII-XIII века были очередным периодом увлажнения Центральной Азии. Не только берега Онона и Керулена, но и зазеленевшая Гоби, обеспечили Чингисхана ресурсами для бесконечных кампаний.

И вот тут самое время вспомнить о роли личности в истории. Изобилие плодов земных было обеспечено не только монголам. Но и, например, чжурчженям. А, ведь, Агуда – основатель империи Цзинь – умер за полстолетия до рождения Темучжина. Т.е. у стартовавших раньше чжурчженей была большущая фора. Война с чжурчженями была самой упорной из всех, которые вели монголы. Уже не только Чингис упокоился в своей загадочной могиле, но и русские князья присягнули в Каракоруме на верность Великому Хану, а остатки чжурчженей всё продолжали сопротивление.

Коль мы вспомнили Золотую (Цзинь) империю, то почему бы не вспомнить и Железную (Ляо). А ведь даже её западный осколок (весьма немаленький), известный, как государство кара-киданей, был отнюдь не подарок. Вспомним, хотя бы, разгром кара-киданями сельджукского султана Санджара в 1141 году. Но кидани занялись увлекательнейшими межусобицами и поплатились за это. А почему бы и монголам было не последовать их примеру в XIII веке? Только с утроенной силой и на расширившейся территории. Впрочем, вспоминая печальную историю Есугея Бартановича Борджигинова, следует признать, что именно этим они до курултая 1206 года и занимались. И победи в генеральной схватке за власть Джамуха (или Ван-хан, или Таян-хан), кто знает, как повернулась бы история Евразии. Т.е. никакой предопределённости в монгольских войнах и победах не было. Собственно, уже вызывает оторопь, что на таком-то экономическом базисе монголы эдакие территории стянули под единый кулак. Но, как уже отмечалось, социально-экономические закономерности и на монгольской лошадке не объедешь. И ничем между собой не связанные, кроме монгольской плети, пространства начали расползаться, как тараканы. Только теперь под руководством Чингизидов.

Кстати, то, сколько раз было произнесены слова «монголы» и «монгольский», с потрохами выдаёт в авторе акына национальной эпохи. Еще каким-то чудом от испрользования слова «государство» удалось воздержаться. Патримония (patrimony) Чингизидов, в нашем локальном случае – Джучидов, всяко адекватней будет. А уж разборки Джучидов, которые имеют к нашей теме – возникновение қазақов – самое непосредственное отношение, это, я вам скажу, позаковыристее будет, чем привычные нам тёрки Рюриковичей. Хотя по (феодальной) сути своей – то же самое.

Но это всё была присказка. Сказка будет впереди

Продолжение следует

Вернуться к предыдущему

Tags: номадическое, фронтирное
Subscribe

  • Иррегулярное 10

    Говоря об эпохе Заката Фронтира, нельзя обойти тему гайдамаков. Но, поскольку Главная СтатУя всей жизни блогира macbushin'а уже изваяна,…

  • Иррегулярное 9

    БРАТТЯ-УКРАЇНЦІ С иностранным государством – Речью Посполитой - Новослободский казацкий полк граничил на западе, с трёх остальных сторон был…

  • Иррегулярное 8

    А сегодня мы вильнём немножко влево и погутарим об околовсяческих вещах, которые пришли мне в голову по ходу развёртывания иррегулярной саги. С…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • Иррегулярное 10

    Говоря об эпохе Заката Фронтира, нельзя обойти тему гайдамаков. Но, поскольку Главная СтатУя всей жизни блогира macbushin'а уже изваяна,…

  • Иррегулярное 9

    БРАТТЯ-УКРАЇНЦІ С иностранным государством – Речью Посполитой - Новослободский казацкий полк граничил на западе, с трёх остальных сторон был…

  • Иррегулярное 8

    А сегодня мы вильнём немножко влево и погутарим об околовсяческих вещах, которые пришли мне в голову по ходу развёртывания иррегулярной саги. С…