macbushin (macbushin) wrote,
macbushin
macbushin

Categories:

Пикейно-жилетное 14

Сталин 3
Конспектируя товарища Сталина

Сталин И.В. «Марксизм и национальный вопрос»

Приступать к проблеме советских национальностей нужно не с кондачка, а как следует подзарядившись.
Иосиф Виссарионович был не только лучшим другом физкультурников, но считался большущим специалистом в национальном вопросе, на основании чего уже 26 октября 1917 года в первом советском правительстве занял должность народного комиссара по делам национальностей (первого и единственного, должность упразднена 7 июля 1923 года). А главным специалистом по проведению в жизнь ленинской национальной политики Сталин стал благодаря статье «Марксизм и национальный вопрос». Каковая была написана в конце 1912 года – начале 1913 года в Вене, где Коба побывал в перерыве между нарымской и туруханской ссылками. Впервые напечатана за подписью «К.Сталин» в № 3–5 журнала «Просвещение» за 1913 год под заглавием «Национальный вопрос и социал-демократия». В 1914 году статья издана отдельной брошюрой под названием «Национальный вопрос и марксизм» в издательство «Прибой» (Санкт-Петербург). Брошюра была по распоряжению министра внутренних дел изъята из всех публичных библиотек и общественных читален.
Именно за эту статью уже далеко не юный падаван был повышен в звании до «чудесного грузина». В феврале (н. ст.) 1913 года Ильич писал Горькому: «У нас один чудесный грузин засел и пишет для «Просвещения» большую статью, собрав все австрийские и пр. материалы».
Определение нации из этой статьи стало, по понятным причинам, классическим. «Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» (конец цитаты).
Во времена оны, егда азъ ещё имел обыкновение впутываться в ЖЖшные дискуссии, кротко попросил дать определение слова «этнос», которое оппонент предпочитает в это время суток. И немедленно получил сталинское определение. Всё-таки, «Отец народов» - это вполне объективное именование, которое И.В.Сталин занимает в нацбилдинге 100500 советских национальностей.
Пожалуй, самый запомнившийся момент статьи, это то, что Сталин использует (причём, неоднократно) словосочетание «закавказские татары». А, ведь, именно в Бакинском жандармском управлении Кобу знали, как родного.

Сталин 4

А нужно вам сказать, панове, что после того, как ваш покорный слуга, пребывая ещё где-то около выхода из вьюношеского возраста (который бледный, со взором горящим), одолел аж целый четырёхтомник избранных сочинений Ленина, сложилось у него (т.е. у меня) стойкое убеждение, что был Владимир Ильич редкостной язвой. Кстати, в приватной беседе, именно так охарактеризовал меня самого (точнее, разумеется, мой стиль) один человек, литературному вкусу которого доверяю безоговорочно. Возможно, именно поэтому от чтения Иосифа Виссарионовича получаю истинное наслаждение. Пишет чётко, ясно, понятно, без всяких полуподвыподвертов. Раскладывает по полочкам, на каждую вешает бирочку. Наверное, семинарская школа. Откуда только азъ грешный, с моим-то рабоче-крестьянским происхождением и уездной колокольней в качестве вышки обозрения, понабирался? Но оставим ёрнический тон и займёмся делом.
Первое, что необходимо отметить, Сталин категорически утверждает, что нация – это «общность не расовая и не племенная». Мы этот момент не просто отметим, а запомним, он нам ещё пригодится.
Второе. Сталин из всех калибров громит «национально-культурную автономию».
What the fuck?! «Это значит, во-первых, что автономия дается, скажем, не Чехии или Польше, населенным, главным образом, чехами и поляками, – а вообще чехам и полякам, независимо от территории, все равно – какую бы местность Австрии они ни населяли. Потому-то автономия эта называется национальной, а не территориальной.
Это значит, во-вторых, что рассеянные в разных углах Австрии чехи, поляки, немцы и т.д., взятые персонально, как отдельные лица, организуются в целостные нации и, как таковые, входят в состав австрийского государства. Австрия будет представлять в таком случае не союз автономных областей, а союз автономных национальностей, конституированных независимо от территории.
Это значит, в-третьих, что общенациональные учреждения, долженствующие быть созданными в этих целях для поляков, чехов и т.д., будут ведать не “политическими” вопросами, а только лишь “культурными”. Специфически политические вопросы сосредоточатся в обще-австрийском парламенте (рейхсрате)» (конец цитаты).
Чем же обосновывается неприятие национально-культурной автономии? «Национальная автономия противоречит всему ходу развития наций. Она дает лозунг организовать нации, но можно ли их искусственно спаять, если жизнь, если экономическое развитие отрывает от них целые группы и рассеивает последние по разным областям? Нет сомнения, что на первых стадиях капитализма нации сплачиваются. Но несомненно и то, что на высших стадиях капитализма начинается процесс рассеивания наций, процесс отделения от наций целого ряда групп, уходящих на заработки, а потом и совершенно переселяющихся в другие области государства; при этом переселившиеся теряют старые связи, приобретают новые на новых местах, усваивают из поколения в поколение новые нравы и вкусы, а, может быть, и новый язык. Спрашивается: возможно ли объединить такие обособившиеся друг от друга группы в единый национальный союз? Где те чудодейственные обручи, при помощи которых можно было бы объединить необъединимое?» (конец цитаты).
С моей точки зрения совершенно здравое замечание. Чётко ухвачена тенденция Модерна к атомизации общества, к «рассеиванию и перемешиванию». С противоположного идейного фланга (в те былинные времена понятия «правый» и «левый» ещё имели чёткий смысл) свой жуткий ужас истинного консерватора перед бесповоротно надвигающимся «всесмешением», эгалитаризмом и демократизацией ещё в 1889 году выразил Константин Леонтьев в работе «Национальная политика как орудие всемирной революции».
Более того, футуристический прогноз Сталина просто блестящ: «… непригодная для настоящего, национальная автономия еще более непригодна для будущего, социалистического общества.
Национальные перегородки не укрепляются, а разрушаются и падают, Маркс еще в сороковых годах говорил, что “национальная обособленность и противоположность интересов различных народов уже теперь все более и более исчезают”, что “господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение”. Дальнейшее развитие человечества, с его гигантским ростом капиталистического производства, с его перетасовкой национальностей и объединением людей на все более обширных территориях, – решительно подтверждает мысль Маркса.
Но национальная автономия подготовляет почву не только для обособления наций, но и для раздробления единого рабочего движения. Идея национальной автономии создает психологические предпосылки для разделения единой рабочей партии на отдельные, построенные по национальностям, партии. Так разбивается единое классовое движение на отдельные национальные ручейки» (конец цитаты).
И вот человек, написавший всё это, получив власть, руководит подготовкой чего? Правильно, политики коренизации. В ходе которой каждому гражданину Страны Советов в индивидуальном порядке делают запись о «национальности» в документах. Позднее, с развитием паспортной системы, она получает наименование «пятый пункт». Это вам не эфемерная «национально-культурная автономия»!
Может быть, товарищ Сталин чего-то не знал или не понимал? Ну, вот, как с гордыми азербайджанцами, которых он незатейливо именовал «закавказскими татарами»? Или, предположу ужасное, «татары» ещё не знали, что они азербайджанцы?
Персонально у меня сложилось впечатление, что, во всяком случае, по отношению к Кавказу, Коба иллюзий не испытывал. «Культурно-национальная автономия предполагает более или менее развитые национальности, с развитой культурой, литературой. Без этих условий автономия эта теряет всякий смысл, превращается в нелепицу. Но на Кавказе имеется целый ряд народностей с примитивной культурой, с особым языком, но без родной литературы, народностей к тому же переходных, частью ассимилирующихся, частью развивающихся дальше. Как применить к ним культурно-национальную автономию? Как быть с такими народностями? Как их “организовать” в отдельные культурно-национальные союзы, что несомненно предполагается культурно-национальной автономией?
Как быть с мингрельцами, абхазцами, аджарцами, сванами, лезгинами и пр., говорящими на разных языках, но не имеющими своей литературы? К каким нациям их отнести? Возможно ли их “организовать” в национальные союзы? Вокруг каких “культурных дел” их “организовать”?
Как быть с осетинами, из коих закавказские осетины ассимилируются (но далеко еще не ассимилировались) грузинами, а предкавказские частью ассимилируются русскими, частью развиваются дальше, создавая свою литературу? Как их “организовать” в единый национальный союз?
К какому национальному союзу отнести аджарцев, говорящих на грузинском языке, но живущих турецкой культурой и исповедующих ислам? Не “организовать” ли их отдельно от грузин на почве религиозных дел и вместе с грузинами на почве прочих культурных дел? А кобулетцы? А ингуши? А ингилойцы?
Что это за автономия, исключающая из списка целый ряд народностей?
Нет, это не решение национального вопроса, – это плод досужей фантазии» (конец цитаты).
А вот следующую цитату Иосифа Виссарионовича можно вырубать в граните и заливать бронзой:
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС НА КАВКАЗЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗРЕШЕН ЛИШЬ В ДУХЕ ВОВЛЕЧЕНИЯ ЗАПОЗДАЛЫХ НАЦИЙ И НАРОДНОСТЕЙ В ОБЩЕЕ РУСЛО ВЫСШЕЙ КУЛЬТУРЫ».
Правда, представления о «высшей культуре» у товарища Сталина выглядят весьма специфично (с нашей нынешней колокольни). Он пишет: «В половине XIX века Маркс был сторонником отделения русской Польши, и он был прав, ибо тогда вопрос стоял об освобождении высшей культуры от разрушавшей ее низшей» (конец цитаты) . Призываю в свидетели уважаемогo george_rooke, здесь и сейчас ведущего персональный кампф по поводу высоты культуры присоединённого Александром Благословенным Великого Герцогства Варшавского.

Продолжение следует
Вернуться к предыдущему
Tags: нациопознавательное
Subscribe

  • Иррегулярное 10

    Говоря об эпохе Заката Фронтира, нельзя обойти тему гайдамаков. Но, поскольку Главная СтатУя всей жизни блогира macbushin'а уже изваяна,…

  • Иррегулярное 9

    БРАТТЯ-УКРАЇНЦІ С иностранным государством – Речью Посполитой - Новослободский казацкий полк граничил на западе, с трёх остальных сторон был…

  • Иррегулярное 8

    А сегодня мы вильнём немножко влево и погутарим об околовсяческих вещах, которые пришли мне в голову по ходу развёртывания иррегулярной саги. С…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments