macbushin (macbushin) wrote,
macbushin
macbushin

Category:

Гусарское 10

ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Часть четвёртая

Додаток №11

«Павлоградские» гусары в киноводевиле «Гусарская баллада»

В 1962 году на большой экран вышел фильм Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Сценарий был написан Александром Гладковым по мотивам собственной пьесы «Давным давно». Всё счастливо сложилось в этом киноводевиле. И сюжет, полный приключений, переодеваний, интриг. И замечательная - в жанре романса, баллады, гусарской песни - музыка Тихона Хренникова. И звёздный актёрский ансамбль. Дебютантка Лариса Голубкина оказалась в окружении именитых мастеров: Игоря Ильинского, Юрия Яковлева, Николая Крючкова - и соперничала лишь с актрисой оперетты Татьяной Шмыгой. Фильм прошёл с оглушительным успехом.

Через сорок лет появилась на свет газетная статья, которая погнала спровоцировала определённую волну в Интернете, благодаря которой главные герои фильма: Шурочка Азарова и поручик Ржевский – у определённой части публики стали ассоциироваться с понятиями «Павлоградский гусарский полк», «павлоградские гусары», «Павлоград». Таким образом, задание, которое ставил перед собой автор той статьи: «забрендировать» родной город, достигло цели. При поверхностном гуглении словосочетание «поручик Ржевский» тут же выдаёт ссылки на искомые понятия. Справочник «101 биография российских знаменитостей, которых никогда не существовало» пишет: «Другой персонаж пьесы Гладкова, Шура Азарова, использует мундир Павлоградского гусарского полка, что, вероятно, послужило причиной причисления поручика Ржевского к этому полку. В Павлограде даже сооружен памятник гусарскому поручику».

Даже на ресурсах с претензией (военно-исторической) то, что поручик Ржевский и Павлоградский гусарский полк – как Ленин и партия, воспринимается без всякого сомнения. «Одним из наиболее вероятных полков, в котором мог служить легендарный литературный персонаж, гусар и герой Отечественной войны 1812 г. поручик Ржевский, был Павлоградский», - пишет автор статьи с многообещающим названием «Полк поручика Ржевского на пороге мировой войны».
Благостно ухмыляясь: и несть же числа подобным публикациям!

Но тема интернет-мифологизации и интернет-фольклора ждёт ещё своих Тэйлора, Фрэзера и Проппа. Нас же интересует отображение образа павлоградских гусар в костюмированных фильмах на историческую тематику. «Гусарская баллада» более чем отвечает этому критерию.

Если смотреть на киноводевиль с точки зрения исторической униформистики, то не может не поразить тот факт, что костюмеры «Гусарской баллады» ничем не уступают костюмерам бондарчуковской киноэпопеи. Уже первая сцена, где поручик Ржевский (Юрий Яковлев) встречает Шурочку Азарову (Лариса Голубкина), наряженную в гусарский мундир, свидетельствует об этом.

Действие фильма происходит в 1812 году. Сам поручик Ржевский одет в синий доломан, синие чакчиры и синий ментик. На тот момент такие полковые цвета носили Гродненский, Мариупольский и Лубенский гусарские полки.

Гродненцы носили голубые воротник и обшлага доломана, опушка (мех ментика) у офицеров – серая мерлушковая, кушак – синий, ташка синяя с голубой отделкой. Приборный металл – серебро (т.е., цвет шнуров – белый). Гродненцы были широко известны (в узких кругах), как «голубые гусары». Но у Ржевского воротник и обшлага доломана другого цвета.

Мариупольцы носили жёлтые воротник и обшлага доломана, опушка у офицеров – серая мерлушковая, кушак - синий. Пока всё совпадает. Но ташка синяя с жёлтой отделкой, потому что приборный металл – золото (цвет шнуров – жёлтый).

Цвета униформы мариупольцев полностью совпадают с цветами лубенцев, которые тоже носили жёлтые воротник и обшлага доломана, опушка у офицеров – серая мерлушковая, кушак – синий, ташка - синяя. Однако, приборным цветом лубенцев было серебро, т.е. шнуры - белого цвета.поручик Ржевский 2

По цветовой гамме мы можем сделать вывод, что поручик Ржевский в фильме «Гусарская баллада» вроде бы одет в офицерскую форму Лубенского гусарского полка образца 1812 года.
Но поднимите мне веки! Уж не жёлтые ли это шнуры?! Но ведь отделка ташки - белая!
В качестве последнего аргумента сошлёмся на авторитет Ю.В.Веремеева, который утверждал, что поручик одет таки в мундир Лубенского гусарского полка.

Это невероятно интересно с той точки зрения, что в тексте пьесы есть один-единственный тонкий намёк на то, что поручик – офицер Ахтырского гусарского полка (в котором служил, как мы помним, его прототип Денис Давыдов). Только, тс-с-с! Никому ни слова! Особенно жителям Ахтырки. Хотя уже поздно! Плетью обуха не перешибёшь.

Командир партизанского отряда Давыд Васильев (одетый как раз в ахтырский мундир), обращаясь к Ржевскому, говорит: «Драчливость, брат, твоя вошла в пословицу давно в полку Ахтырском».

Вывод? Разумеется, полк поручика Ржевского вышел из Павлограда!

Шурочка Азарова 2Разглянем теперь мундир Шурочки Азаровой. На ней серый доломан и серый ментик. В 1812 году такие цвета носили Елисаветградский и Сумской гусарские полки. Однако, елисаветградцы красовались в зелёных чакчирах, а сумцы – в красных! По сравнению с этим, то, что у елисаветградцев воротник и обшлага доломана были серые, опушка офицеров – серая мерлушковая, кушак – серый, ташка зелёная с жёлтой отделкой, приборный металл – золото, а у сумцев воротник и обшлага доломана красные, опушка офицеров – серая мерлушковая, кушак – серый, ташка красная с белой отделкой, приборный цвет – серебро, выглядит сущей упоительной подробностью.

Лишь красных чакчир достаточно, чтобы безошибочно определить, что Шурочка одета в мундир Сумского гусарского полка. Про который бравый поручик при первой встрече недвусмысленно высказался: «Мундир на вас, конечно, павлоградский!».

Неужели гусарский поручик не разбирался в цветах мундиров?! Ладно, мужички из партизанских отрядов, нисходя к недостаточному владению парижским диалектом которых, господам офицерам приказом по армии было запрещено изъясняться на языке агрессора. Ладно, рекруты, кулак вахмистра всего за несколько месяцев творил чудеса. Но поручик!

Отринем эти злобные инсинуации, очистим светлый облик гусарских офицеров. Правильно вопрос нужно ставить так: неужели костюмеры, которые так дотошно отнеслись к своей работе, не знали, что у павлоградцев зелёные доломан и чакчиры при голубом ментике?!

Тяжело в это поверить, но, скорее всего, произошёл обычный «киноляп». Фраза была взята из пьесы, но на героиню одели совершенно другой мундир. Также, как, к слову, и на поручика. Учитывая, что снимани водевиль, где задействованы мундиры вообще всех цветов и родов кавалерии, ошибку либо вообще не заметили, либо решили не обращать внимания.

Зато благодаря этому киноляпу Павлоград забрендировал себе аж самого поручика Ржевского!

Вернуться к предыдущему

Tags: военно-историческое
Subscribe

  • Гусарское 9

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть третья Павлоградские гусары в экранизациях романа «Война и…

  • Гусарское 8

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть вторая «Павлоградские» гусары и их прототипы в пьесе…

  • Гусарское 7

    ПАВЛОГРАДСКИЕ ГУСАРЫ В ЛИТЕРАТУРЕ, КИНО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ Часть первая Павлоградские гусары и их прототипы в романе Л.Н.Толстого…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments